Когда хотел написать статью,а написал ху...
Зародыш статьи о комиксах.
Оккультура в комиксах.
И собственно вот…
Сама по себе культура комиксов зародилась в конце 19 века, если конечно не рассматривать более старые варианты сказок в картинках.
В 20 и 21 веке комиксы стали неотъемлемой частью массовой медиакультуры многих людей, будь то маленькие стрипы в газетах или полноценные периодические издания.
Основным сюжетом большинства комиксов является банальное дуалистическое противостояние Добра и Зла в разнообразных проявлениях и с разной закрученностью сюжета. Совсем недавно стали появляться глубокие по смыслу графические романы ушедшие от черно-белого дуализма суепергероев и переходящие в человеческое многообразие красок выбора пути. Одним из самых популярных направлений в современных комиксах является Супергеройство, герои будь они злыми или добрыми в большинстве своем получают свою супер силу в традициях скорее фантастических чем магических.
Разного рода Люди-Х, Фантастическая Четверка, Супермен и.т.д. являются продуктом научной фантастики, что нас в общем-то не сильно интересует, хотя в общей картине супергеройство рассматривают как латентную иконографию. Тем самым намекая нам, что супергерои это современные боги в спандексе (ну или герои в плащах,кому как угодно)
Попробуем рассмотреть, ту часть комиксов которая так или иначе опирается на мир магии, оккультизма и мира сказок.
В первую очередь хотелось бы рассмотреть не столько магические сколько мистические комиксы созданные по вселенной Г.Ф. Лавкрафта (ну куда же без него)
Будь это комиксы по оригинальным произведениям или комиксы по вселенной, такие например как Неономикон Алана Мура, все они полны ужаса, паранойи и четко показывают нам существование грани миров и то как опасно заходить за эту грань будучи не подготовленным и даже будучи подготовленным , не стоит самозабвенно ссать в бездну в надежде, что ваш бесшабашный поступок спасет от гнева богов.
Вся магия в этих комиксах строится на ритуальных работах, поклонению Древним богам, жертвоприношениям и страхе.
Основным двигателем комиксов по Г.Ф.Л является сектантский мистицизм по которому как по хорошему шаблону можно рассматривать и реальные тоталитарные секты (саентологов,ага =)), рассматривая Неономикон Алана Мура,можно наблюдать как неподготовленность перед сверхъестественным может сыграть злую шутку с человеком который по мимо прочего еще и не хочет верить в то, что видит.
Типичная зарубежная или даже ,более конкретная американская отмазка “я наверное, что-то не то съел вчера” или “это все мексиканская еда, не ешь ее” объясняет все от пришествия инопланетян до Ктулху в вашем туалете, но когда человек понимает, что все это реально уже слишком поздно.
Люди вообще не очень сильно любят принимать того , чего не понимают.
Идя по пути мистических комиксов ,можно заглянуть в комикс Книги Магии за авторством Нила Геймана. Как и все творчество Геймана, «Книги Магии» пронизаны мистикой, философией и городским фольклором. В этой мистико-магической смеси затрагиваются некоторые философские идеи магии, понятия ответственности, понятия силы и среди прочего чисто магические элементы, такие как карты таро , перекрестки настоящего, прошлого и будущего,
а так же некоторого рода психотехники.
Творчество Геймана пронизано мифологией и сказками, как и в сказках в его комиксах много уделяется значимости символов и слов, а так же тому на сколько они опасны.
Основной идеей граф.романа является выбор. Выберет ли человек магию, выберет ли магия человека вопрос остается открыт.
Идея карт таро проходит по многим комиксам издательства Vertigo и DC comix в целом. Начиная наверное с “Мадам Ксанаду” которая карты из рук практически не выпускает, продолжая “Люцифером”, в котором старшие арканы это очень даже живые сущности с которыми нужно очень аккуратно заключать союз, да и в том же Константине эпизодически , но очень четко показана непосредственно работа с картами таро,пусть и на примитивном уровне.. #39-40
Конечно же это не учебники по Таро и вам не дадут хитроумных раскладов, но очень красиво показана сама суть карт и как они могут влиять на человека и на мир.
Vertigo по такому случаю создали свою собственную полноценную колоду карт, очень психоделическую и по своему интересную.
Если еще немножко поковыряться в Геймане то нельзя обойти стороной серию комиксов Сендмен и отдельный от серии комикс Смерть.
В лучшем стиле фильма Голод и под музыку Нила Янга уже с первых страниц Песочного человека,видно что автор не просто писал фентезийный роман, но изучал материалы по истории оккультизма.В томах Смерти неплохо показано значение символизма и какую злую шутку он может сыграть если им сильно увлекаться (хотя в большей степени это относится к символизму по Фрейду ))
Разговор мага и Смерти
-У меня есть твой символ,у меня есть твой Анкх. С ним я открою все секреты жизни и смерти.
-Хм..Но у тебя нет МЕНЯ.
-Тебе не сбежать от меня.
-О,конечно мы встретимся.В конечном счете.
После чего,смерть покупает десятибаксовый Анкх,в замен украденного.
Так например есть упоминание некоего заносчивого главы английского оккультного ордена и тут же он произносит фразу “Алистер и его дружки не посмеют насмехаться надо мной”
В этом комиксе показывается и правило круга при вызове духа и символические подношения и что может произойти при ошибке в прочтении гримуара ,а так же о негативных последствиях сделок с демонами.
Круги,треугольники,пентограммы. Пакет-все включено.
Правда все это можно увидеть исключительно если вы это уже и так знаете. Автор не ставил своей задачей обучать народонаселение оккультным наукам.
Следующим по вовлеченности в мир мифа и оккультизма я бы поставил серию комиксов от компании Dark Horse,а именно B.P.R.D ( Бюро Паранормальных Исследований и Обороны) данный комикс и все его дополнения, такие как Хеллбой знакомят нас скорее с деревенской магией и фольклором, там и баба яга и стальные башмаки и древние забытые языческие боги, скатившиеся до мелких местных божков.
В основном авторы включают в сюжет тот или иной фольклорный элемент или суеверия, разворачивая над этим уже основную линию. Где искать Бабу Ягу и как попасть на блуждающую ярмарку троллей это как раз таки то, о чем можно прочитать в этой серии.
Помимо деревенского фольклора и сказок в данных комиксах присутствует большая доля городского фольклора смешанного с научным оккультизмом времен третьего рейха. Кстати и тут не обошлось без дядюшки Кроули, который пусть и одним упоминанием но присутствует в комиксе,являясь учитилем (на ряду с Гурджиевым) для оберштурмбанфюрера Карла Рупрехта Кронена, как в комиксах так и в фильмах он являлся одним из главных мудаков всей серии, возглавляя организацию по возрождению некоего Огдру Джахад, он же Дракон Откровения.
Этот самый Огдру Джахад являет собой очень интересное сочетание разнообразных хтонических божеств немного приправленных Лавкрафтовской мистикой, во вселенной комикса описание этого дракона ну уж очень смахивает на вольное переложение древа клиппот, хотя конечно это и моя личная паранойя
“Огдру Джахад проснулись и тьма вселила в них цель, и каждая частичка тела Огдру Джахад прониклась этой целью - разрушением. Также Огдру Джахад породили на свет первых живых существ на Земле, 369 Огдру-Хем (Ogdru Hem). Бдительные духи, увидев создание этих мерзостей, настолько ужаснулись, что вступили в войну против них. Они бросили гром над ними и над всей поверхностью Земли, пока Огдру-Хем не были, в конечном счете, стерты со лица Земли, хотя многие из них всё ещё цеплялись за существование.
Тогда Наблюдатель, создавший их, осмелился поднять руку на свое творение, посадил Огдру Джахад в коконы из хрусталя и бросил их в самое сердце бездны (heart of the abyss).”
Огдру Джахад заключенные в огромный кристалл,летают в глубинах космоса.Огромная многогранная друза-тюрьма.
Подобный сюжет не единственные на ниве комиксов,так же существует отдаленно похожий "Безымянный" Г.Моррисона.
Хотя всей схожести тут пожалуй в идее космической тюрьмы и иксаксаара,некоего многогранного камня.
За одну только гематрию числа 369 можно много интересного узнать,хотя это скорее развлечение.
Так само число 369 дается в значении комета или же царская звезда,но рассуаждать об этом тут мы не будем.Вообще темное хтоническое начало в комиксах этой серии передается повсеместно, оно и в сюжете показано через борьбу с культом Гекаты и самой Гекатой и борьба против Бабы Яги, Кощея Бессмертного, которых тут на удивление интересно отобразили.
Вот к примеру заклинание вызова Гекаты (Б.Р.П.Д 1947)
Царица ночи...подруга и спутница тьмы
О ты,что в аду,на земле и на небеса,
Владычица перекрестков...
Горго,Мормо,Тысячелика луна
...ты, кому по душе вид крови,
ты,что крадешься в тени надгробий..
...ты,что приносишь смертным ужас
и взамен берешь кровь..
Мы взываем к тебе..
В самом же комиксе тоже хтонь можно заметить, непосредственно в рисовке Миньолы,в глубине теней и резких линиях. К сожалению эта неотъемлемая часть серии не смогла быть воплощена в экранизации Хеллбоя.
Не гнушались авторы и чтением древних гримуаров, некоторые упомянуты напрямую, некоторые переименованы или созданы в виде мистификаций.
В серии про Эйба Сапиена тема гримуаров раскрыта более всего,в основном через персонажа с именем Густав Штробл (Gustav Strobl), который занимался непосредственно черной гримуарной магией, от которой пострадало не одно поколение людей.
В целом все более или менее достоверные упоминания оккультной науки в комиксах серии БПРД предостерегают нас от того, что бы лезть в дебри магии, как черной так и белой.
Все выше описанное либо вообще не затрагивало непосредственно практическую оккультную сторону, либо элегантно прятало ее в складках сюжета.
А вот следующий комикс, который я прочитал не так давно касается непосредственно практики. Правда практики скорее направления Нью Эйдж , хаос магии и прочих новых течений.
The Invisibles \Невидимые или Незримые. (гугл упрямо твердит, что комикс называется Минипуты)
Комикс пропитан трансцендентным опытом, порою кажется, что бумажный комикс обязаны были пропитывать чистейшей ЛСД для пущего эффекта.
Такова эра Нью Эйдж оккультизма ,галлюциногены и Джон Леннон в роли локального бога. Очень интересно расписано, как правильно забить на реальный мир и подчинить реальность. Некоторые считают этот комикс самым магическим из всех и наверное отчасти они правы.
Это новая, городская магия. Сопротивления культуре потреблядства и я бы назвал это лучшим графическим отображением практики психической гигиены.
К сожалению переведено всего 9 выпусков этого психоделического манифеста.
Копаясь в материалах было обнаружено, что магия комикса нагло ломает четвертую стену и работает непосредственно с читателем (о чем можно почитать тут https://new.vk.com/wall-33081340_27264)
Пытаться описать этот комикс в данной заметке бесполезно,по нему пишут отдельные статьи и даже книги.
Не упомянуть же его тут ,было бы глупо.
------------------------------
Из всех прочих работ выделяется одна, это Hellblayzer, повествующая о приключениях Джона Константина, эдакого городского мага. Граф.Роман в стиле городского фэнтези не просто наполнен магией, он бурлит ею. Пусть и с ловушками для дурака (но какой гримуар обходится без них) но в открытую показывается практика работы мага.
Без особой философии и мистицизма показана обыденность магических будней.
Сбор артефактов для ритуала , подготовка места и нахождение правильных помощников. Есть описания множества артефактов, а кое-где и описание того как их изготовить в домашних условиях. (Эй прекрати занюхивать прах святого Николая)
Так в 11 выпуске расписывается призвание демона по Grimuar Verum
“Дым от благовоний размывает границы между земным и потусторонним,маг облачается в доспехи слова”
Есть и описания техник погружения в транс,но не тривиальных,а довольно своеобразных, так в 89-90 номере комикса показана работа с радужным змеем,австралийским божеством,так называемый сон наяву,тьюкуртьянна.
Так как “отцом” серии можно считать Алана Мура (тот еще упоротый маг) персонаж главного героя помимо классической ритуальной магии использует хаотичный экспромт.
В целом за Хеллблейзер можно писать отдельную книгу, примеры и толкования магических элементов в серии можно посмотреть и почитать тут
Так как Хеллблейзер выпускается с 1988 года по сейчас, в нем можно определить множество тенденций соответствующих своему времени.
В этом комиксе можно четко определить наличие “магии”. Если взять первые 3 номера и последние 3 номера, то видна колоссальная разница, от продуманных первых трех где показаны элементы призыва и изгнания демона, правила безопасности и описаны некоторые вуду практики, мы спускаемся к последним трем, где магии как таковой нет. Точнее она превращена из сверхъестественной в суперчеловеческую, эдакая Пиу-Пиу магия с тарабарщиной заклинаний записанных не читаемыми символами, вместо латыни или других древних языков.
(данная нехорошая тенденция просматривается и в сериале по комиксу. В оригинальном сериале используется пусть и видоизмененная, но построенная на оригинальных книгах магия,а вот уже в последующем камео в сериале Стрела используется невнятная фантастика)
--------------------------------------------------------------------
Часть авторов этих комиксов являются практикующими магами.
Грант Моррисон или Алан Мур не просто практикуют магию, но создают новое направления экспериментируя с реальностью через страницы комикса.
Огромное количество синхроний произошло при написании “Хранителей”, “Незримые”,”Хеллблейзер”.
Мур дважды видел Джона Константина в живую,Моррисон вообще писал незримых как сценарий своей жизни, отчасти ему это удавалось.
В писятвосьмом Кирби делает комикс Лицо на Марсе,а в 76 Викинг-1 снимает реальное лицо на марсе.
В 86-87 мур рисует Хранителей и смайлик на поверхности марса, гораздо позже появляются изображения с реальным марсианским смайликом.
То ли космос ссылает художникам правильные сигналы, то ли лизергин слишком сильно расширяет сознание до уровня космоса.
Помимо того, что сами комиксы несут в себе этот невероятный магический авторский посыл, некоторые индивидуумы используют их в практики библиомантии (гадание с помощью книг) , наверное это очень забавная практика, когда при гадании на ваш вопрос отвечает Супермен или Джокер.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Откровенно говоря я уже забыл о чем я хотел написать и зачем я хотел это сделать, поэтому пожалуй вспомню еще и про религию в комиксах.
Начать можно пожалуй с общей идеи высказанной как-то ранее в виде шутке.
Выдуманная книжка, в которой выдуманный персонаж с сверхсилой лупит нечисть и несет добро.
Под описание подпадает пожалуй 90% всех комиксов и парочку ну очень растиражированных книг (ага, вы догадались, я знаю).
Так вот существует некоторое мнение, что в этой шутке есть доля шутки и влияние выдуманных супергероев порой гораздо больше, чем может показаться.
Конечно никто не будет возводить церковь Супермена или проводить мистерии Бэтмана (да, да черт возьми и спустись в эту пещеру и пусть летучие мышки испугают тебя до усрачки), да и вряд ли люди будут совершать жертвоприношения во имя Джокера, и ждать апокалипсис взывая к Думсдею.
Но безусловно как сами комиксы так и персонажи имеют сильное влияние на человека.
Об этом очень хорошо пишет Кристофер Ноулз в книге “Наши боги носят спандекс”
Описывая как персонажи комиксов аккумулируют в себе божественные образы множественных пантеонов на фоне явлений современности.
Так говоря о явления можно заметить, что комиксовый бум приходился в Америке на период великой депрессии, второй мировой войны и теракта 9\11. Закономерно, что в трудные моменты жизни людям требуется поддержка супергероя ,который дарит самое главное, надежду.
Многие последнее время обращают внимание на факт религиозности культуры комиксов. Можно привести фразу Терри Гиллиам
“ .Я вчера гулял по Нью-Йорку направляясь на другое интервью. На улицах везде были обложки комиксов и картинки на продажу. Они взяли власть. Я имею в виду, церковь умирает. Но комиксы и Marvel — это все сейчас, разве нет? Разве нет в них ответов на наши жизни? Там нет личностей, которых мы хотим копировать, на которых мы хотим быть похожи? Разве они нас не поддерживают, когда нам плохо?”
Правда Гиллиам не сильно рад данному феномену.
Более членораздельно и правильными словами за эту тему можно узнать тут , правда в видео рассказывается скорее о заимствовании религиозных архетипов персонажами комиксов.
Помимо всего церковь стала использовать комиксы для своей пропаганды, так kingston comics издают (издали?) Ветхий и Новый завет используя при это современную рисовку и порой агрессивный стиль. Это конечно не прямое проявление религиозности комиксов, но все же.
Пропаганда ведется как с религиозных, так и антрирелигиозных сторон.
Есть примеры , серии комиксов где супергерой спасает детей от обрезания
(весь мир в труху, но вы не тронете пипиську этого ребенка)
Среди прочего хотелось бы упомянуть религиозно-мистические мотивы очень интересно завуалированные в комиксах Игоря Баранько, “Орда” и “Танец времени”. Рассматривать исход евреев из Египта с точки зрения египетских жрецов-магов, которые организовали масонский кружок, так вот это вам не это. Психоделично телемитствующий , философствующий стиль комиксов Игоря позволяет не только взглянуть на историю религии под другим углом, но и заглянуть в ее недалекое будущее.
Продолжая идею религиозной пропаганды стоит упомянуть самое опасное оружие, сатиру и юмор. Используется всецело и в разных направлениях,от небольших стрипов до крупных серий.
Начиная с The Wicked + The Divine в котором боги из разных патенонов показаны как подростковые попзвезды, со всеми их комплексами и понтами, продолжая уже более агрессивным Punk Rock Jesus, которой несмотря на свой первичный злой гротескный юмор имеет много смыслов и граней.
Среди уж совсем оторванной и злой сатиры, а то и откровенным глумлением можно назвать комиксы Battle Pope и Wormwood, в этих двух комиксах шутки про бога порой так зашкаливают, что до сих пор непонятно почему церковь оставила их в покое и не пытается запретить.
Есть мнение, что статья затянулось и пора ее закрыть.
P.S. Если рассматривать мистико-философскую и оккультную начинку комиксов которую заметит далеко не каждый, то в этом нет ничего страшного и опасного.
Но рассматривая комиксы как новое не сформировавшееся религиозное веяние лично я прихожу к мысли о деградации человечества.
Скажу глупую мысль,комикс как творчество это всегда хорошо,а вот комикс как инструмент это подло и не всегда уместно.
Оккультура в комиксах.
И собственно вот…
Сама по себе культура комиксов зародилась в конце 19 века, если конечно не рассматривать более старые варианты сказок в картинках.
В 20 и 21 веке комиксы стали неотъемлемой частью массовой медиакультуры многих людей, будь то маленькие стрипы в газетах или полноценные периодические издания.
Основным сюжетом большинства комиксов является банальное дуалистическое противостояние Добра и Зла в разнообразных проявлениях и с разной закрученностью сюжета. Совсем недавно стали появляться глубокие по смыслу графические романы ушедшие от черно-белого дуализма суепергероев и переходящие в человеческое многообразие красок выбора пути. Одним из самых популярных направлений в современных комиксах является Супергеройство, герои будь они злыми или добрыми в большинстве своем получают свою супер силу в традициях скорее фантастических чем магических.
Разного рода Люди-Х, Фантастическая Четверка, Супермен и.т.д. являются продуктом научной фантастики, что нас в общем-то не сильно интересует, хотя в общей картине супергеройство рассматривают как латентную иконографию. Тем самым намекая нам, что супергерои это современные боги в спандексе (ну или герои в плащах,кому как угодно)
Попробуем рассмотреть, ту часть комиксов которая так или иначе опирается на мир магии, оккультизма и мира сказок.
В первую очередь хотелось бы рассмотреть не столько магические сколько мистические комиксы созданные по вселенной Г.Ф. Лавкрафта (ну куда же без него)
Будь это комиксы по оригинальным произведениям или комиксы по вселенной, такие например как Неономикон Алана Мура, все они полны ужаса, паранойи и четко показывают нам существование грани миров и то как опасно заходить за эту грань будучи не подготовленным и даже будучи подготовленным , не стоит самозабвенно ссать в бездну в надежде, что ваш бесшабашный поступок спасет от гнева богов.
Вся магия в этих комиксах строится на ритуальных работах, поклонению Древним богам, жертвоприношениям и страхе.
Основным двигателем комиксов по Г.Ф.Л является сектантский мистицизм по которому как по хорошему шаблону можно рассматривать и реальные тоталитарные секты (саентологов,ага =)), рассматривая Неономикон Алана Мура,можно наблюдать как неподготовленность перед сверхъестественным может сыграть злую шутку с человеком который по мимо прочего еще и не хочет верить в то, что видит.
Типичная зарубежная или даже ,более конкретная американская отмазка “я наверное, что-то не то съел вчера” или “это все мексиканская еда, не ешь ее” объясняет все от пришествия инопланетян до Ктулху в вашем туалете, но когда человек понимает, что все это реально уже слишком поздно.
Люди вообще не очень сильно любят принимать того , чего не понимают.
Идя по пути мистических комиксов ,можно заглянуть в комикс Книги Магии за авторством Нила Геймана. Как и все творчество Геймана, «Книги Магии» пронизаны мистикой, философией и городским фольклором. В этой мистико-магической смеси затрагиваются некоторые философские идеи магии, понятия ответственности, понятия силы и среди прочего чисто магические элементы, такие как карты таро , перекрестки настоящего, прошлого и будущего,
а так же некоторого рода психотехники.
Творчество Геймана пронизано мифологией и сказками, как и в сказках в его комиксах много уделяется значимости символов и слов, а так же тому на сколько они опасны.
Основной идеей граф.романа является выбор. Выберет ли человек магию, выберет ли магия человека вопрос остается открыт.
Идея карт таро проходит по многим комиксам издательства Vertigo и DC comix в целом. Начиная наверное с “Мадам Ксанаду” которая карты из рук практически не выпускает, продолжая “Люцифером”, в котором старшие арканы это очень даже живые сущности с которыми нужно очень аккуратно заключать союз, да и в том же Константине эпизодически , но очень четко показана непосредственно работа с картами таро,пусть и на примитивном уровне.. #39-40
Конечно же это не учебники по Таро и вам не дадут хитроумных раскладов, но очень красиво показана сама суть карт и как они могут влиять на человека и на мир.
Vertigo по такому случаю создали свою собственную полноценную колоду карт, очень психоделическую и по своему интересную.
Если еще немножко поковыряться в Геймане то нельзя обойти стороной серию комиксов Сендмен и отдельный от серии комикс Смерть.
В лучшем стиле фильма Голод и под музыку Нила Янга уже с первых страниц Песочного человека,видно что автор не просто писал фентезийный роман, но изучал материалы по истории оккультизма.В томах Смерти неплохо показано значение символизма и какую злую шутку он может сыграть если им сильно увлекаться (хотя в большей степени это относится к символизму по Фрейду ))
Разговор мага и Смерти
-У меня есть твой символ,у меня есть твой Анкх. С ним я открою все секреты жизни и смерти.
-Хм..Но у тебя нет МЕНЯ.
-Тебе не сбежать от меня.
-О,конечно мы встретимся.В конечном счете.
После чего,смерть покупает десятибаксовый Анкх,в замен украденного.
Так например есть упоминание некоего заносчивого главы английского оккультного ордена и тут же он произносит фразу “Алистер и его дружки не посмеют насмехаться надо мной”
В этом комиксе показывается и правило круга при вызове духа и символические подношения и что может произойти при ошибке в прочтении гримуара ,а так же о негативных последствиях сделок с демонами.
Круги,треугольники,пентограммы. Пакет-все включено.
Правда все это можно увидеть исключительно если вы это уже и так знаете. Автор не ставил своей задачей обучать народонаселение оккультным наукам.
Следующим по вовлеченности в мир мифа и оккультизма я бы поставил серию комиксов от компании Dark Horse,а именно B.P.R.D ( Бюро Паранормальных Исследований и Обороны) данный комикс и все его дополнения, такие как Хеллбой знакомят нас скорее с деревенской магией и фольклором, там и баба яга и стальные башмаки и древние забытые языческие боги, скатившиеся до мелких местных божков.
В основном авторы включают в сюжет тот или иной фольклорный элемент или суеверия, разворачивая над этим уже основную линию. Где искать Бабу Ягу и как попасть на блуждающую ярмарку троллей это как раз таки то, о чем можно прочитать в этой серии.
Помимо деревенского фольклора и сказок в данных комиксах присутствует большая доля городского фольклора смешанного с научным оккультизмом времен третьего рейха. Кстати и тут не обошлось без дядюшки Кроули, который пусть и одним упоминанием но присутствует в комиксе,являясь учитилем (на ряду с Гурджиевым) для оберштурмбанфюрера Карла Рупрехта Кронена, как в комиксах так и в фильмах он являлся одним из главных мудаков всей серии, возглавляя организацию по возрождению некоего Огдру Джахад, он же Дракон Откровения.
Этот самый Огдру Джахад являет собой очень интересное сочетание разнообразных хтонических божеств немного приправленных Лавкрафтовской мистикой, во вселенной комикса описание этого дракона ну уж очень смахивает на вольное переложение древа клиппот, хотя конечно это и моя личная паранойя
“Огдру Джахад проснулись и тьма вселила в них цель, и каждая частичка тела Огдру Джахад прониклась этой целью - разрушением. Также Огдру Джахад породили на свет первых живых существ на Земле, 369 Огдру-Хем (Ogdru Hem). Бдительные духи, увидев создание этих мерзостей, настолько ужаснулись, что вступили в войну против них. Они бросили гром над ними и над всей поверхностью Земли, пока Огдру-Хем не были, в конечном счете, стерты со лица Земли, хотя многие из них всё ещё цеплялись за существование.
Тогда Наблюдатель, создавший их, осмелился поднять руку на свое творение, посадил Огдру Джахад в коконы из хрусталя и бросил их в самое сердце бездны (heart of the abyss).”
Огдру Джахад заключенные в огромный кристалл,летают в глубинах космоса.Огромная многогранная друза-тюрьма.
Подобный сюжет не единственные на ниве комиксов,так же существует отдаленно похожий "Безымянный" Г.Моррисона.
Хотя всей схожести тут пожалуй в идее космической тюрьмы и иксаксаара,некоего многогранного камня.
За одну только гематрию числа 369 можно много интересного узнать,хотя это скорее развлечение.
Так само число 369 дается в значении комета или же царская звезда,но рассуаждать об этом тут мы не будем.Вообще темное хтоническое начало в комиксах этой серии передается повсеместно, оно и в сюжете показано через борьбу с культом Гекаты и самой Гекатой и борьба против Бабы Яги, Кощея Бессмертного, которых тут на удивление интересно отобразили.
Вот к примеру заклинание вызова Гекаты (Б.Р.П.Д 1947)
Царица ночи...подруга и спутница тьмы
О ты,что в аду,на земле и на небеса,
Владычица перекрестков...
Горго,Мормо,Тысячелика луна
...ты, кому по душе вид крови,
ты,что крадешься в тени надгробий..
...ты,что приносишь смертным ужас
и взамен берешь кровь..
Мы взываем к тебе..
В самом же комиксе тоже хтонь можно заметить, непосредственно в рисовке Миньолы,в глубине теней и резких линиях. К сожалению эта неотъемлемая часть серии не смогла быть воплощена в экранизации Хеллбоя.
Не гнушались авторы и чтением древних гримуаров, некоторые упомянуты напрямую, некоторые переименованы или созданы в виде мистификаций.
В серии про Эйба Сапиена тема гримуаров раскрыта более всего,в основном через персонажа с именем Густав Штробл (Gustav Strobl), который занимался непосредственно черной гримуарной магией, от которой пострадало не одно поколение людей.
В целом все более или менее достоверные упоминания оккультной науки в комиксах серии БПРД предостерегают нас от того, что бы лезть в дебри магии, как черной так и белой.
Все выше описанное либо вообще не затрагивало непосредственно практическую оккультную сторону, либо элегантно прятало ее в складках сюжета.
А вот следующий комикс, который я прочитал не так давно касается непосредственно практики. Правда практики скорее направления Нью Эйдж , хаос магии и прочих новых течений.
The Invisibles \Невидимые или Незримые. (гугл упрямо твердит, что комикс называется Минипуты)
Комикс пропитан трансцендентным опытом, порою кажется, что бумажный комикс обязаны были пропитывать чистейшей ЛСД для пущего эффекта.
Такова эра Нью Эйдж оккультизма ,галлюциногены и Джон Леннон в роли локального бога. Очень интересно расписано, как правильно забить на реальный мир и подчинить реальность. Некоторые считают этот комикс самым магическим из всех и наверное отчасти они правы.
Это новая, городская магия. Сопротивления культуре потреблядства и я бы назвал это лучшим графическим отображением практики психической гигиены.
К сожалению переведено всего 9 выпусков этого психоделического манифеста.
Копаясь в материалах было обнаружено, что магия комикса нагло ломает четвертую стену и работает непосредственно с читателем (о чем можно почитать тут https://new.vk.com/wall-33081340_27264)
Пытаться описать этот комикс в данной заметке бесполезно,по нему пишут отдельные статьи и даже книги.
Не упомянуть же его тут ,было бы глупо.
------------------------------
Из всех прочих работ выделяется одна, это Hellblayzer, повествующая о приключениях Джона Константина, эдакого городского мага. Граф.Роман в стиле городского фэнтези не просто наполнен магией, он бурлит ею. Пусть и с ловушками для дурака (но какой гримуар обходится без них) но в открытую показывается практика работы мага.
Без особой философии и мистицизма показана обыденность магических будней.
Сбор артефактов для ритуала , подготовка места и нахождение правильных помощников. Есть описания множества артефактов, а кое-где и описание того как их изготовить в домашних условиях. (Эй прекрати занюхивать прах святого Николая)
Так в 11 выпуске расписывается призвание демона по Grimuar Verum
“Дым от благовоний размывает границы между земным и потусторонним,маг облачается в доспехи слова”
Есть и описания техник погружения в транс,но не тривиальных,а довольно своеобразных, так в 89-90 номере комикса показана работа с радужным змеем,австралийским божеством,так называемый сон наяву,тьюкуртьянна.
Так как “отцом” серии можно считать Алана Мура (тот еще упоротый маг) персонаж главного героя помимо классической ритуальной магии использует хаотичный экспромт.
В целом за Хеллблейзер можно писать отдельную книгу, примеры и толкования магических элементов в серии можно посмотреть и почитать тут
Так как Хеллблейзер выпускается с 1988 года по сейчас, в нем можно определить множество тенденций соответствующих своему времени.
В этом комиксе можно четко определить наличие “магии”. Если взять первые 3 номера и последние 3 номера, то видна колоссальная разница, от продуманных первых трех где показаны элементы призыва и изгнания демона, правила безопасности и описаны некоторые вуду практики, мы спускаемся к последним трем, где магии как таковой нет. Точнее она превращена из сверхъестественной в суперчеловеческую, эдакая Пиу-Пиу магия с тарабарщиной заклинаний записанных не читаемыми символами, вместо латыни или других древних языков.
(данная нехорошая тенденция просматривается и в сериале по комиксу. В оригинальном сериале используется пусть и видоизмененная, но построенная на оригинальных книгах магия,а вот уже в последующем камео в сериале Стрела используется невнятная фантастика)
--------------------------------------------------------------------
Часть авторов этих комиксов являются практикующими магами.
Грант Моррисон или Алан Мур не просто практикуют магию, но создают новое направления экспериментируя с реальностью через страницы комикса.
Огромное количество синхроний произошло при написании “Хранителей”, “Незримые”,”Хеллблейзер”.
Мур дважды видел Джона Константина в живую,Моррисон вообще писал незримых как сценарий своей жизни, отчасти ему это удавалось.
В писятвосьмом Кирби делает комикс Лицо на Марсе,а в 76 Викинг-1 снимает реальное лицо на марсе.
В 86-87 мур рисует Хранителей и смайлик на поверхности марса, гораздо позже появляются изображения с реальным марсианским смайликом.
То ли космос ссылает художникам правильные сигналы, то ли лизергин слишком сильно расширяет сознание до уровня космоса.
Помимо того, что сами комиксы несут в себе этот невероятный магический авторский посыл, некоторые индивидуумы используют их в практики библиомантии (гадание с помощью книг) , наверное это очень забавная практика, когда при гадании на ваш вопрос отвечает Супермен или Джокер.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Откровенно говоря я уже забыл о чем я хотел написать и зачем я хотел это сделать, поэтому пожалуй вспомню еще и про религию в комиксах.
Начать можно пожалуй с общей идеи высказанной как-то ранее в виде шутке.
Выдуманная книжка, в которой выдуманный персонаж с сверхсилой лупит нечисть и несет добро.
Под описание подпадает пожалуй 90% всех комиксов и парочку ну очень растиражированных книг (ага, вы догадались, я знаю).
Так вот существует некоторое мнение, что в этой шутке есть доля шутки и влияние выдуманных супергероев порой гораздо больше, чем может показаться.
Конечно никто не будет возводить церковь Супермена или проводить мистерии Бэтмана (да, да черт возьми и спустись в эту пещеру и пусть летучие мышки испугают тебя до усрачки), да и вряд ли люди будут совершать жертвоприношения во имя Джокера, и ждать апокалипсис взывая к Думсдею.
Но безусловно как сами комиксы так и персонажи имеют сильное влияние на человека.
Об этом очень хорошо пишет Кристофер Ноулз в книге “Наши боги носят спандекс”
Описывая как персонажи комиксов аккумулируют в себе божественные образы множественных пантеонов на фоне явлений современности.
Так говоря о явления можно заметить, что комиксовый бум приходился в Америке на период великой депрессии, второй мировой войны и теракта 9\11. Закономерно, что в трудные моменты жизни людям требуется поддержка супергероя ,который дарит самое главное, надежду.
Многие последнее время обращают внимание на факт религиозности культуры комиксов. Можно привести фразу Терри Гиллиам
“ .Я вчера гулял по Нью-Йорку направляясь на другое интервью. На улицах везде были обложки комиксов и картинки на продажу. Они взяли власть. Я имею в виду, церковь умирает. Но комиксы и Marvel — это все сейчас, разве нет? Разве нет в них ответов на наши жизни? Там нет личностей, которых мы хотим копировать, на которых мы хотим быть похожи? Разве они нас не поддерживают, когда нам плохо?”
Правда Гиллиам не сильно рад данному феномену.
Более членораздельно и правильными словами за эту тему можно узнать тут , правда в видео рассказывается скорее о заимствовании религиозных архетипов персонажами комиксов.
Помимо всего церковь стала использовать комиксы для своей пропаганды, так kingston comics издают (издали?) Ветхий и Новый завет используя при это современную рисовку и порой агрессивный стиль. Это конечно не прямое проявление религиозности комиксов, но все же.
Пропаганда ведется как с религиозных, так и антрирелигиозных сторон.
Есть примеры , серии комиксов где супергерой спасает детей от обрезания
(весь мир в труху, но вы не тронете пипиську этого ребенка)
Среди прочего хотелось бы упомянуть религиозно-мистические мотивы очень интересно завуалированные в комиксах Игоря Баранько, “Орда” и “Танец времени”. Рассматривать исход евреев из Египта с точки зрения египетских жрецов-магов, которые организовали масонский кружок, так вот это вам не это. Психоделично телемитствующий , философствующий стиль комиксов Игоря позволяет не только взглянуть на историю религии под другим углом, но и заглянуть в ее недалекое будущее.
Продолжая идею религиозной пропаганды стоит упомянуть самое опасное оружие, сатиру и юмор. Используется всецело и в разных направлениях,от небольших стрипов до крупных серий.
Начиная с The Wicked + The Divine в котором боги из разных патенонов показаны как подростковые попзвезды, со всеми их комплексами и понтами, продолжая уже более агрессивным Punk Rock Jesus, которой несмотря на свой первичный злой гротескный юмор имеет много смыслов и граней.
Среди уж совсем оторванной и злой сатиры, а то и откровенным глумлением можно назвать комиксы Battle Pope и Wormwood, в этих двух комиксах шутки про бога порой так зашкаливают, что до сих пор непонятно почему церковь оставила их в покое и не пытается запретить.
Есть мнение, что статья затянулось и пора ее закрыть.
P.S. Если рассматривать мистико-философскую и оккультную начинку комиксов которую заметит далеко не каждый, то в этом нет ничего страшного и опасного.
Но рассматривая комиксы как новое не сформировавшееся религиозное веяние лично я прихожу к мысли о деградации человечества.
Скажу глупую мысль,комикс как творчество это всегда хорошо,а вот комикс как инструмент это подло и не всегда уместно.
Комментарии
Отправить комментарий